Для русских крестьян ХIХ века самыми страшными людьми на свете считались попы, исправники, и землемеры. Список, прямо скажем, странный. Но реальность тех лет превосходила самые смелые предположения. Землемеры исполнение своих обязанностей превратили в доходное дело. Проезжая через деревню, устраивали маленькую инсценировку и делали вид, что производят переобмер крестьянских земель. Испуганные перспективой потерять при этом часть земли, местные жители наперебой предлагали «вознаграждение». В итоге «межемеры» получив 20-30 рублей за эту комедию, ехали дальше по своим делам, а мужики радовались, что так легко отделались.
На смену землемерам приходила местная полиция. Не дай бог, если исправник со становым находили где-нибудь мертвое тело! Труп немедленно привозился в ближайшую деревню и населению объявлялось, что назначается следствие и суд по убийству. Начинались допросы, угрозы и подозрения. Повторялась, в несколько модернизированном виде, история Яна Вышатича и волхвов. Чтобы спасти себя от ретивых «Царских слуг», крестьянам приходилось откупаться.
Иногда аппетит вымогателей не удовлетворялся даже суммой в 100 рублей. А. И. Герцен описывает случай, имевший место в Сибири, когда исправник и крестьяне не сошлись в цене: «мир» мог дать сто рублей, обнаглевший полицай требовал двести. В результате он так и сгорел в подожженной возмущенными мужиками избе, не согласившись сбавить сумму откупа. Как говорится, жадность фраера сгубила. Но даже такой конец не мог образумить армию взяткобрателей.
Не последнее место в этом войске занимали российские священнослужители, оказавшиеся подлинными виртуозами взяточничества. Стремление «отцов» определить души паствы прямиком в рай за мзду вошло в предания. Особенно свирепствовали духовные пастыри в национальных районах и местах проживания старообрядцев. Здесь они, призвав в помощь тех же исправников, ревизовали население на предмет соблюдения официальной религии, всеми силами отыскивая малейшие прегрешения. Тут шли в ход порки, арест, открытый грабеж. Жертвам святого произвола приходилось заранее готовить средства «на черный день, когда поп да исправник приедут». К счастью для них, за православными священниками во все времена числилась большая любовь к деньгам и «вину казенному», а старообрядцы водки не пили и денег не жалели…
Вышеперечисленные злоупотребления – лишь капля в море российского произвола, которому поистине не было предела. В просвещенном ХIХ веке лихоимцы уверенно осваивали новые, доселе не применявшиеся способы обогащения. Власти городов, расположенных вдоль крупных трактов, ввели обычай подбирать, «что с воза упало»: подводы, отставшие от купеческих обозов из-за отсутствия лошадей, болезни извозчиков и т.д., забирались вместе со своим содержимым в собственность городничих. А купцам оставалось лишь подсчитывать убытки.
Похожими методами велся в России сбор пожертвований на различные государственные нужды. Совершенно добровольное дело быстро превратилось в добровольно-принудительное. В Москве стопроцентный охват населения пожертвованиями осуществлялся путем введения платы за оформление всех документов, в частности, за перемену паспортов. В других местах действовали по старинке, предавая не желавших платить попечению знакомых нам исправников, которые вмиг перевыполняли план по экспроприации.
Существовали и специфические способы приработка у различных категорий служащих. Столичные пожарные ввели «премии» за спасение от огня частных домов. Чем выше было вознаграждение, тем большую отвагу проявляли огнеборцы. Зато «жадный» погорелец гарантированно оставался без своего добра.
За пожарными последовали чиновники министерства народного просвещения. Им потомки обязаны за рождение Его величества «Блата». К сожалению, неизвестны имена героев, додумавшихся до того, чтобы за 200 и более (в зависимости от учебного заведения) рублей обеспечивать беспрепятственное поступление «нужного» абитуриента. Интересно, что этот способ первоначально применялся в женских учебных заведениях, где окончательный отбор поступивших производился по жребию. Впоследствии полезное нововведение распространилось и на другие области жизни. Воистину, да не оскудеет рука дающего, да не порвется карман берущего! Аминь. А в действительности, скучно от картины такой на свете этом, господа…
http://www.great-country.ru/articles/hi ... 00019.html