Надеюсь комментарии будут про сравнение учебных процессов, а не в стиле "обамачмо".
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Переехавшая в США и делающая нынче карьеру сценариста в Голливуде Лилия Ким рассказывает о том, чем отличается современная школа в Лос-Анжелесе, куда ходит ее дочь Соня, от нашей. Каждый может сам увидеть разницу и оценить преимущества той или другой системы.
Про первый день в американской public school
► Показать
У нас он был 22 августа. Тут во всех школах по разному начинается учебный год.
В прошлом году я производила всякие сложные маневры - как бы переехать в район, где лучшие public schools - это бесплатные, которые обязаны принять ребенка по району. Школы в Америке содержат на налоги с недвижимости, поэтому принцип такой - чем дороже недвижимость в районе, тем больше денег на одного ученика в школе. Где-то 6 тыс в год на ученика получается, а где-то 29. Разница в качестве учителей. Чем дороже учителя - тем лучше они учат - тем выше средние баллы - тем больше поступают в университеты лиги плюща. Лучшая средняя школа куда мы пошли выглядит как обычная московская. Ну только с двумя стадионами, баскетбольным ангаром, бассейном, огромной библиотекой. Но без дизайна всякого вообще и ремонта. Стены крашеные, бетон, мебель антивандальный вариант.
Пойти в хороший "паблик" это тут прямо операция. Нужно притащить кучу бумаг, что ты правда имеешь право ходить в школу с этом дистрикте. Что у тебя собственность или аренда, счета на газ и электричество на твое имя, ID с адресом или бумажкой из DMV что ты официально изменил место жительства (тут тоже есть прописка, да, правда делать с ней все можно электронно), два письма с разных адресов от разных отправителей на твое имя не старше месяца. И если кто-то стукнет, что на самом деле ты в другом районе живешь, а это все подделал - будет позор, товарищеский суд, изгнание ребенка из школы хоть в середине года по любому.
Первые два года мы учились в недорогой частной школе за 12,5 тыс. в год, а на третий вот решили уже социализироваться по полной программе. И пошли. И вдруг оказалось, что в паблике учебники покупать не надо их выдают. В прошлой школе комплект всего для учебы - учебники, всякие для арта и науки был еще 2,5 тыс. в год.
А тут для бесплатной школы оказалось что купить надо только:
- блок для бумаги (папка с кольцами, куда сменные блоки вставлять) - он один по всем предметам с разделителями, типа 6 долларов;
- физкультурную форму с символикой школы - у нас львы там какие-то - 8 долларов комплект шорты + футболка, я два взяла, чтобы со стиркой не париться;
ну в общем и все.
Дневник, он же планер, он же справочник по всем школьным правилам и нормативам выставления оценок, с описанием стандартов сдачи работ, календарей, этики, как пользоваться всем, что в школе есть, последовательность решения споров - короче все - им выдали. Такой талмуд А4.
Бумага - сменные блоки, ручки, карандаши, цветные карандаши, короче вся канцелярия - в школьном магазине за какие-то копейки как бы продается, но покупать ее где-то еще смысла нет. Там они по мере надобности ее добирают - типа блок на 100 листов доллар, ручки - три за доллар, короче спецценик на все школьный. без наценки и налогов.
В общем отправить ребенка в школу мне в этом году обошлось в 22 доллара.
И 4 тыс. аренды в месяц, против 2-х, что были в другом районе. Без таких хороших public schools. Но и не 72 тыс. в год за хорошую частную, которые начинаются на старших классах средней школы и для high. В Америке - начальная (elementary), средняя (middle) и старшая (high) школы - это разные учреждения. Хитрый план)
Классов у них постоянных нет. У каждого свое расписание и они в разных составах на разных уроках. Человек по 30-40. Ребенок неделю ходит в восторге от учителей - какие они крутые, как все интересно. Что на химии им дают все взрывать и поджигать, а учительница по науке говорит "я здесь не для того, чтобы стать вашим любимым учителем, а чтобы вы полюбили науку". Ну и остальные предметы так же - интерактив, обсуждение, дисциплина.
Есть советник по обучению - который помогает построить оптимальный процесс подготовки к тестам и отладить свое расписание. Если какие-то уроки неинтересны - можно оставить минимум, который необходим для сдачи всяких общих, обязательных тестов, а то что интересно - увеличить и углубить.
Физкультура - ад. Каждый день. Обязательно записаться на какой-то командный вид спорта и на индивидуальный. Показывать результаты. Виды можно менять - хоть каждый месяц. Пока не найдешь подходящее.
Ланчи по 3 доллара, но если семья имеет право на дотации какие-нибудь - то по доллару. Ланч - типа сэндвич, йогурт, сок. Наша школа заморочена, чтобы все organic было.
Вода бесплатно в любом количестве.
Смартфонами нельзя пользоваться. Библиотека бесплатно - в ней есть все. Не только книги, но и фильмы, журналы, архивы газет всякие.
Есть что-то вроде труда - учат готовить, чинить бытовую технику, расчитывать бюджет, планировать покупки, убирать и т.д.
Еще в прежней школе на мой вопрос "что я могу сделать, чтобы помочь Соне быстрее адаптироваться?" - меня тут же попросили не делать ничего. Особенно не делать с ней уроки и вообще не вмешиваться. "Единственное, что вы реально можете сделать - это не добавлять ей стресса своим беспокойством". Особенно это относилось ко мне и китайским родителям.
Нам объяснили, что контролируя процесс обучения и делая уроки вместе с ребенком, мы прививаем ему чувство беспомощности - что сам он не справится, стрессуем его необходимостью еще нам угождать успешностью своей адаптации и лишаем радости достижения, когда получается. Мол, ваше обучение уже закончено - учится она. И от вашего вмешательства никакой пользы кроме вреда. Ничего кроме синдрома самозванца вы не тренируете у ребенка таким образом, - строго сказал мне учитель истории, работавший в прежней школе. Потом я узнала, что у них целая практика преодоления этого явления, правда возникла она в связи с Asian American society limitations. Китайцы, мол, дико стрессуют детей семейным контролем процесса учебы и это, как разные исследования показали - вредит. Мол, даже одаренные дети в условиях этого прессинга добиваются чего-то совсем не благодаря, а вопреки ему. А обычные так и вообще - показывают результаты ниже, чем очевидно способны.
В новой школе нас встретили точно также. Выдали расписание. На мой вопрос, что я могу сделать - мне предложили побыть волонтером на школьном пикнике или пожертвовать на обновление газона футбольного поля. Когда выданный Соне шкафчик не открывался - зам директора школы vice principal, который следил, чтобы все шло без напряга, сказал все то же - давайте срочно уменьшим ваш стресс и пошел с нами разбираться с локером. Нашел работающий, сам все проверил. Потом я спросила его - должна ли я к первому учебному дню поменять черно-красный цвет Сониных волос на более натуральный или хотя бы менее вызывающий?
- Что в этом вызывающего, мэм? - поинтересовался замдиректора. - У меня две дочери. У одной волосы синие, у другой фиолетовые.
- Эээ... Ну раз вы окей с этим, звучит очень успокаивающе, - говорю я.
И тут меня снова призвали ни о чем не волноваться, не добавлять стресса ей и себе, потому что мы только что переехали, Соня идет в новую школу - это все очень-очень большой стресс, поэтому давайте не будем его увеличивать. Занимайтесь, мол, своими делами, мэм. Не заставляйте вашего ребенка плюс ко всему, что ей сейчас предстоит преодолеть, волноваться еще и о вашей реакции. При всем уважении, мэм - школа не является зоной вашей ответственности или компетенции. Мы благодарим вас за доверие и обычно оправдываем его. Не без гордости, уверенным голосом заверил меня замдиректора в шортах, майке и стоптанных кроссовках, с выцветшими татухами на руках.
Тут я вдруг поняла, что меня дико стрессовало в исторически сложившейся практике взаимодействия со образовательными учреждениями в России - это вот именно нарушение границ и смещение зон компетенций. Что на семью зачем-то складывали часть функций школы - учить, контролировать, мотивировать, оценивать и т.д., а от школ и детсадов постоянно ожидалось исполнение функций семьи, что учительница будет как мама, а физрук и трудовик как мудрый батя.
Первую неделю вновь прибывшим ученикам объясняли правила. За что их будут оценивать и как. Никого не заставляли рассказывать о себе, не строили, не выделяли. Всех просто собрали и просто пошел процесс. Рутинно, спокойно. Чем меньше что-то специально выделяется - тем меньше стресса. Ну начали учебный год и начали. Ну новая школа и новая. Обычные дела. Ничего особенного.
В прошлом году я производила всякие сложные маневры - как бы переехать в район, где лучшие public schools - это бесплатные, которые обязаны принять ребенка по району. Школы в Америке содержат на налоги с недвижимости, поэтому принцип такой - чем дороже недвижимость в районе, тем больше денег на одного ученика в школе. Где-то 6 тыс в год на ученика получается, а где-то 29. Разница в качестве учителей. Чем дороже учителя - тем лучше они учат - тем выше средние баллы - тем больше поступают в университеты лиги плюща. Лучшая средняя школа куда мы пошли выглядит как обычная московская. Ну только с двумя стадионами, баскетбольным ангаром, бассейном, огромной библиотекой. Но без дизайна всякого вообще и ремонта. Стены крашеные, бетон, мебель антивандальный вариант.
Пойти в хороший "паблик" это тут прямо операция. Нужно притащить кучу бумаг, что ты правда имеешь право ходить в школу с этом дистрикте. Что у тебя собственность или аренда, счета на газ и электричество на твое имя, ID с адресом или бумажкой из DMV что ты официально изменил место жительства (тут тоже есть прописка, да, правда делать с ней все можно электронно), два письма с разных адресов от разных отправителей на твое имя не старше месяца. И если кто-то стукнет, что на самом деле ты в другом районе живешь, а это все подделал - будет позор, товарищеский суд, изгнание ребенка из школы хоть в середине года по любому.
Первые два года мы учились в недорогой частной школе за 12,5 тыс. в год, а на третий вот решили уже социализироваться по полной программе. И пошли. И вдруг оказалось, что в паблике учебники покупать не надо их выдают. В прошлой школе комплект всего для учебы - учебники, всякие для арта и науки был еще 2,5 тыс. в год.
А тут для бесплатной школы оказалось что купить надо только:
- блок для бумаги (папка с кольцами, куда сменные блоки вставлять) - он один по всем предметам с разделителями, типа 6 долларов;
- физкультурную форму с символикой школы - у нас львы там какие-то - 8 долларов комплект шорты + футболка, я два взяла, чтобы со стиркой не париться;
ну в общем и все.
Дневник, он же планер, он же справочник по всем школьным правилам и нормативам выставления оценок, с описанием стандартов сдачи работ, календарей, этики, как пользоваться всем, что в школе есть, последовательность решения споров - короче все - им выдали. Такой талмуд А4.
Бумага - сменные блоки, ручки, карандаши, цветные карандаши, короче вся канцелярия - в школьном магазине за какие-то копейки как бы продается, но покупать ее где-то еще смысла нет. Там они по мере надобности ее добирают - типа блок на 100 листов доллар, ручки - три за доллар, короче спецценик на все школьный. без наценки и налогов.
В общем отправить ребенка в школу мне в этом году обошлось в 22 доллара.
И 4 тыс. аренды в месяц, против 2-х, что были в другом районе. Без таких хороших public schools. Но и не 72 тыс. в год за хорошую частную, которые начинаются на старших классах средней школы и для high. В Америке - начальная (elementary), средняя (middle) и старшая (high) школы - это разные учреждения. Хитрый план)
Классов у них постоянных нет. У каждого свое расписание и они в разных составах на разных уроках. Человек по 30-40. Ребенок неделю ходит в восторге от учителей - какие они крутые, как все интересно. Что на химии им дают все взрывать и поджигать, а учительница по науке говорит "я здесь не для того, чтобы стать вашим любимым учителем, а чтобы вы полюбили науку". Ну и остальные предметы так же - интерактив, обсуждение, дисциплина.
Есть советник по обучению - который помогает построить оптимальный процесс подготовки к тестам и отладить свое расписание. Если какие-то уроки неинтересны - можно оставить минимум, который необходим для сдачи всяких общих, обязательных тестов, а то что интересно - увеличить и углубить.
Физкультура - ад. Каждый день. Обязательно записаться на какой-то командный вид спорта и на индивидуальный. Показывать результаты. Виды можно менять - хоть каждый месяц. Пока не найдешь подходящее.
Ланчи по 3 доллара, но если семья имеет право на дотации какие-нибудь - то по доллару. Ланч - типа сэндвич, йогурт, сок. Наша школа заморочена, чтобы все organic было.
Вода бесплатно в любом количестве.
Смартфонами нельзя пользоваться. Библиотека бесплатно - в ней есть все. Не только книги, но и фильмы, журналы, архивы газет всякие.
Есть что-то вроде труда - учат готовить, чинить бытовую технику, расчитывать бюджет, планировать покупки, убирать и т.д.
Еще в прежней школе на мой вопрос "что я могу сделать, чтобы помочь Соне быстрее адаптироваться?" - меня тут же попросили не делать ничего. Особенно не делать с ней уроки и вообще не вмешиваться. "Единственное, что вы реально можете сделать - это не добавлять ей стресса своим беспокойством". Особенно это относилось ко мне и китайским родителям.
Нам объяснили, что контролируя процесс обучения и делая уроки вместе с ребенком, мы прививаем ему чувство беспомощности - что сам он не справится, стрессуем его необходимостью еще нам угождать успешностью своей адаптации и лишаем радости достижения, когда получается. Мол, ваше обучение уже закончено - учится она. И от вашего вмешательства никакой пользы кроме вреда. Ничего кроме синдрома самозванца вы не тренируете у ребенка таким образом, - строго сказал мне учитель истории, работавший в прежней школе. Потом я узнала, что у них целая практика преодоления этого явления, правда возникла она в связи с Asian American society limitations. Китайцы, мол, дико стрессуют детей семейным контролем процесса учебы и это, как разные исследования показали - вредит. Мол, даже одаренные дети в условиях этого прессинга добиваются чего-то совсем не благодаря, а вопреки ему. А обычные так и вообще - показывают результаты ниже, чем очевидно способны.
В новой школе нас встретили точно также. Выдали расписание. На мой вопрос, что я могу сделать - мне предложили побыть волонтером на школьном пикнике или пожертвовать на обновление газона футбольного поля. Когда выданный Соне шкафчик не открывался - зам директора школы vice principal, который следил, чтобы все шло без напряга, сказал все то же - давайте срочно уменьшим ваш стресс и пошел с нами разбираться с локером. Нашел работающий, сам все проверил. Потом я спросила его - должна ли я к первому учебному дню поменять черно-красный цвет Сониных волос на более натуральный или хотя бы менее вызывающий?
- Что в этом вызывающего, мэм? - поинтересовался замдиректора. - У меня две дочери. У одной волосы синие, у другой фиолетовые.
- Эээ... Ну раз вы окей с этим, звучит очень успокаивающе, - говорю я.
И тут меня снова призвали ни о чем не волноваться, не добавлять стресса ей и себе, потому что мы только что переехали, Соня идет в новую школу - это все очень-очень большой стресс, поэтому давайте не будем его увеличивать. Занимайтесь, мол, своими делами, мэм. Не заставляйте вашего ребенка плюс ко всему, что ей сейчас предстоит преодолеть, волноваться еще и о вашей реакции. При всем уважении, мэм - школа не является зоной вашей ответственности или компетенции. Мы благодарим вас за доверие и обычно оправдываем его. Не без гордости, уверенным голосом заверил меня замдиректора в шортах, майке и стоптанных кроссовках, с выцветшими татухами на руках.
Тут я вдруг поняла, что меня дико стрессовало в исторически сложившейся практике взаимодействия со образовательными учреждениями в России - это вот именно нарушение границ и смещение зон компетенций. Что на семью зачем-то складывали часть функций школы - учить, контролировать, мотивировать, оценивать и т.д., а от школ и детсадов постоянно ожидалось исполнение функций семьи, что учительница будет как мама, а физрук и трудовик как мудрый батя.
Первую неделю вновь прибывшим ученикам объясняли правила. За что их будут оценивать и как. Никого не заставляли рассказывать о себе, не строили, не выделяли. Всех просто собрали и просто пошел процесс. Рутинно, спокойно. Чем меньше что-то специально выделяется - тем меньше стресса. Ну начали учебный год и начали. Ну новая школа и новая. Обычные дела. Ничего особенного.
► Показать
Тут надо пояснить, что в тех двух американских школах - частной и бесплатной - где мы учились раньше и перешли вот сейчас - система дисциплины и контроля поставлена так, как ни в одной российской я не видела. Начиная с количества пропусков не более 5 уроков в год (со справкой от врача можно, но тут поставят всякий доп и вопрос об успеваемости - на второй год в американской школе остаться тоже можно запросто) , "нулевая терпимость к опозданиям", абсолютные требования к дисциплине в классе, "а что если я забуду сдать свою работу вовремя? - well... тогда я забуду перевести тебя на следующий уровень", оценки складывающиеся из трех составляющих - непосредственно результат теста, накопленные баллы за своевременное и качественное выполнение домашних заданий и участие в процессе - то есть нельзя получить А+ выучив ночью перед тестом, ты или учился весь курс добросовестно, или получишь С даже с хорошим тестом.
Разница глобальная - в подходе. Родителей из процесса убирают, потому что задача - научить ребенка, на том уровне, какой ему доступен для понимания в начальной, средней и старшей школе - организовываться самостоятельно. В этот момент закладываются основы тех явлений, что когда по всей Санта-Монике отрубились светофоры - никакого коллапса не возникло, движение самоорганизованно продолжалось без пробок и коллективных блокирований перекрестка. Когда во время пожара летом - район сам организованно эвакуируется до прибытия пожарных и полиции. Когда все сами сдают свои налоги и организуют в комьюнити театр, церковь, школу, муниципальное управление и т.д.
Потому что родители не смогут "заставлять" всю жизнь и если маленький человек до взрослой жизни этот навык не разовьет у себя самостоятельно - то а) либо родителям (и государству потом) всю жизнь иметь дело с несамостоятельным членом семьи; б) либо, что в Америке случается в силу устройства общества - ему придется в неподготовленном виде конкурировать за рабочие места в услових студенческих кредитов, ипотеки и тотальной озабоченности людей успехом с теми, у кого навык самодисциплины и организации за школьные годы выработался и они спокойно могут опираться на свои навыки, уехав от семьи туда, где им предложили работу перспективнее.
Насчет олимпиад - тут тоже есть всякие национальные соревнования по математике и прочему. И вот в прежней школе у Сони возник атомный конфликт с их прежним китайским чемпионом, потому что она вдруг показала результат лучше чем он. У мамы чемпиона возникла истерика и она побежала доставать всех - что ее сына надо заставлять, нагружать, лучше контролировать. На что ее спросили - а вы уверены, что он хочет быть чемпионом по математике? Вы уверены, что заставляя его все силы и время отдавать математике (которую он ненавидит) - вы не лишаете его возможности найти и развить тот талант, который у него есть и который он хочет развивать? Вот он у вас, например, ходит с удовольствием на дополнительные занятия языками и выучил уже три - испанский, армянский и английский в дополнение к своему китайскому. На что мама вопила, что языки она ему разрешает учить в порядке поощрения за успехи в математике. Ей пытались донести, что вот тут у парня очевидно талант и заставлять его не надо его развивать, а математика...
Завершения таких историй я так же вижу регулярно. У подруги бойфренд вырос в чайнатауне СФ. Был заставляем учить математику и играть на скрипке. В 17 лет поссорился с родителями и ушел из дома. Сейчас работает одним из продюсеров на площадке "ходячих мертвецов", зарабатывает больше чем все его братья и сестры вместе взятые, с родителями не общается.
Ребенок мой через неделю сказал - "учителя в этой школе просто боги!" и на второй неделе бежит в школу, без всяких напоминаний и контроля. Потому что интересно. Потому что каждый учитель тут (и в прежней школе это тоже было) - свою задачу видит как заинтересовать детей. "Я здесь не для того, чтобы вы полюбили меня, а мой предмет". В прежней школе я была в шоке, увидев как строится процесс - как учителя организуют его в сочетании с игрой, как строят коммуникацию с каждым учеником. Потому что это вопрос их профпригодности - заинтересовать, найти к каждому подход, каждому дать адекватную нагрузку, возможность и справедливую оценку.
Заинтересовать сложнее чем заставить, дать возможность осознанного выбора сложнее чем построить, научить осознанности сложнее чем подчинению. Но результат то очевидный. На днях самоорганизации - школа не превращается в хаос. Система функционирует сама по себе, потому что каждый сам знает зачем он что-то делает, как это надо делать и как сотрудничать с другими. Мне не надо контролировать как Соня готовится к тестам, потому что после того как им разъяснили график сдачи - что, когда, в какой форме. кому, как будут оценивать - она сама выстраивает свою подготовку. Так возникает эта картина - что без всякого контроля, когда нет уже учителей в школе, ученики сидят и готовятся каждый к своему. Никто не списывает - потому что понимает, что учится для своих целей, которые ему помогли понять. Потому что всем дана возможность выбора и смены приоритетов, если вдруг понял, что не твое. Каждый учитель ведет свой класс так, чтобы а) заинтересовать, б) поддержать тех, кто хочет углубленно с предметом познакомиться, в) не давить тех, у кого явно страсть к другому - спорту, другим предметам. им просто дать возможность нормально подготовиться к общим тестам и сдать их без стресса.
Потом, когда внешняя форма (контроль) убирается - то, что внутри не рассыпается как песок. Потому что система не снаружи - она у каждого внутри в результате.
А кому вообще ничто не помогло - есть план Б - американская армия. Но про это в другой раз))
Разница глобальная - в подходе. Родителей из процесса убирают, потому что задача - научить ребенка, на том уровне, какой ему доступен для понимания в начальной, средней и старшей школе - организовываться самостоятельно. В этот момент закладываются основы тех явлений, что когда по всей Санта-Монике отрубились светофоры - никакого коллапса не возникло, движение самоорганизованно продолжалось без пробок и коллективных блокирований перекрестка. Когда во время пожара летом - район сам организованно эвакуируется до прибытия пожарных и полиции. Когда все сами сдают свои налоги и организуют в комьюнити театр, церковь, школу, муниципальное управление и т.д.
Потому что родители не смогут "заставлять" всю жизнь и если маленький человек до взрослой жизни этот навык не разовьет у себя самостоятельно - то а) либо родителям (и государству потом) всю жизнь иметь дело с несамостоятельным членом семьи; б) либо, что в Америке случается в силу устройства общества - ему придется в неподготовленном виде конкурировать за рабочие места в услових студенческих кредитов, ипотеки и тотальной озабоченности людей успехом с теми, у кого навык самодисциплины и организации за школьные годы выработался и они спокойно могут опираться на свои навыки, уехав от семьи туда, где им предложили работу перспективнее.
Насчет олимпиад - тут тоже есть всякие национальные соревнования по математике и прочему. И вот в прежней школе у Сони возник атомный конфликт с их прежним китайским чемпионом, потому что она вдруг показала результат лучше чем он. У мамы чемпиона возникла истерика и она побежала доставать всех - что ее сына надо заставлять, нагружать, лучше контролировать. На что ее спросили - а вы уверены, что он хочет быть чемпионом по математике? Вы уверены, что заставляя его все силы и время отдавать математике (которую он ненавидит) - вы не лишаете его возможности найти и развить тот талант, который у него есть и который он хочет развивать? Вот он у вас, например, ходит с удовольствием на дополнительные занятия языками и выучил уже три - испанский, армянский и английский в дополнение к своему китайскому. На что мама вопила, что языки она ему разрешает учить в порядке поощрения за успехи в математике. Ей пытались донести, что вот тут у парня очевидно талант и заставлять его не надо его развивать, а математика...
Завершения таких историй я так же вижу регулярно. У подруги бойфренд вырос в чайнатауне СФ. Был заставляем учить математику и играть на скрипке. В 17 лет поссорился с родителями и ушел из дома. Сейчас работает одним из продюсеров на площадке "ходячих мертвецов", зарабатывает больше чем все его братья и сестры вместе взятые, с родителями не общается.
Ребенок мой через неделю сказал - "учителя в этой школе просто боги!" и на второй неделе бежит в школу, без всяких напоминаний и контроля. Потому что интересно. Потому что каждый учитель тут (и в прежней школе это тоже было) - свою задачу видит как заинтересовать детей. "Я здесь не для того, чтобы вы полюбили меня, а мой предмет". В прежней школе я была в шоке, увидев как строится процесс - как учителя организуют его в сочетании с игрой, как строят коммуникацию с каждым учеником. Потому что это вопрос их профпригодности - заинтересовать, найти к каждому подход, каждому дать адекватную нагрузку, возможность и справедливую оценку.
Заинтересовать сложнее чем заставить, дать возможность осознанного выбора сложнее чем построить, научить осознанности сложнее чем подчинению. Но результат то очевидный. На днях самоорганизации - школа не превращается в хаос. Система функционирует сама по себе, потому что каждый сам знает зачем он что-то делает, как это надо делать и как сотрудничать с другими. Мне не надо контролировать как Соня готовится к тестам, потому что после того как им разъяснили график сдачи - что, когда, в какой форме. кому, как будут оценивать - она сама выстраивает свою подготовку. Так возникает эта картина - что без всякого контроля, когда нет уже учителей в школе, ученики сидят и готовятся каждый к своему. Никто не списывает - потому что понимает, что учится для своих целей, которые ему помогли понять. Потому что всем дана возможность выбора и смены приоритетов, если вдруг понял, что не твое. Каждый учитель ведет свой класс так, чтобы а) заинтересовать, б) поддержать тех, кто хочет углубленно с предметом познакомиться, в) не давить тех, у кого явно страсть к другому - спорту, другим предметам. им просто дать возможность нормально подготовиться к общим тестам и сдать их без стресса.
Потом, когда внешняя форма (контроль) убирается - то, что внутри не рассыпается как песок. Потому что система не снаружи - она у каждого внутри в результате.
А кому вообще ничто не помогло - есть план Б - американская армия. Но про это в другой раз))
► Показать
Перед отъездом меня пугали отвратительным качеством американского школьного образования. Мол, до старших классов таблицу умножения проходят и простые уравнения. Система обучения действительно другая. Расписание каждый день одно и то же: английский, наука, социальное, математика, физкультура, потом два предмета, которые студент себе сам выбирает. У нас это дополнительный английский и арт (рисование).
Английский язык - это наши литература, язык, этика и основы психологии разом. Каждую неделю читают по книге, обсуждают, пишут эссе. Все упражнения, которые мы делали на русском - про запятые, обороты и проч. включены в условия эссе. Разбирают мотивации, как возникают разные чувства и т.д. В этом месяце по программе: "Арифметика Дьявола", "Загадочный случай Джекила и Хайда", "Превращение" (Кафка), "Война миров".
Наука - это физика, химия, биология и экология вместе. Как все устроено и системно взаимодействует. Например, физика света, после этого химия фотосинтеза, потом растительный мир и почему вреден смог. Поскольку все изучается во взаимосвязи - то лучше усваивается и экономит время, развивает системное мышление.
Математика - как наши алгебра и геометрия вместе. Все начальные уровни - площади, простые матрицы и т.д. Все задания привязаны к практике. Например, вычисления площадей учат на абстрактных фигурах как у нас. Задания например: вычислить сколько краски нужно для покраски стен комнаты, потолка? Сколько коврового покрытия на пол? Не забыть вычесть площадь окон, дверей. Или вычислить сколько галлонов воды в круглом бассейне и т.д. Раздел "Проценты" начинается с заданий как посчитать налог и конечную цену товара, сколько дать чаевых и заканчивается вычислением платежей по ипотеке.
Социальные науки - это история, социология, экономика вместе. Как все взаимно влияет друг на друга.
Физкультура... Американская физкультура это жесть! Тренерша мисс Шелтон - бывший морпех. Сначала общая физподготовка, потом обучение командным видам спорта. Сериал Glee встал передо мной в натуре - как мисс Шелтон троллит учителя науки мистер Гандерса.
Арт класс - прекрасен. Сейчас учат законам перспективы. Техника классическая с дополнениями - типа, рисуем стакан с водой, который стоит на подоконнике. Т.е. Сразу и технику перспективы и света. Каждый набросок надо делать другим видом материалов - карандаш, мелки, уголь и т.д. Чтобы понять как они взаимодействуют с бумагой и научиться выбирать правильные инструменты для задач.
Английский язык - это наши литература, язык, этика и основы психологии разом. Каждую неделю читают по книге, обсуждают, пишут эссе. Все упражнения, которые мы делали на русском - про запятые, обороты и проч. включены в условия эссе. Разбирают мотивации, как возникают разные чувства и т.д. В этом месяце по программе: "Арифметика Дьявола", "Загадочный случай Джекила и Хайда", "Превращение" (Кафка), "Война миров".
Наука - это физика, химия, биология и экология вместе. Как все устроено и системно взаимодействует. Например, физика света, после этого химия фотосинтеза, потом растительный мир и почему вреден смог. Поскольку все изучается во взаимосвязи - то лучше усваивается и экономит время, развивает системное мышление.
Математика - как наши алгебра и геометрия вместе. Все начальные уровни - площади, простые матрицы и т.д. Все задания привязаны к практике. Например, вычисления площадей учат на абстрактных фигурах как у нас. Задания например: вычислить сколько краски нужно для покраски стен комнаты, потолка? Сколько коврового покрытия на пол? Не забыть вычесть площадь окон, дверей. Или вычислить сколько галлонов воды в круглом бассейне и т.д. Раздел "Проценты" начинается с заданий как посчитать налог и конечную цену товара, сколько дать чаевых и заканчивается вычислением платежей по ипотеке.
Социальные науки - это история, социология, экономика вместе. Как все взаимно влияет друг на друга.
Физкультура... Американская физкультура это жесть! Тренерша мисс Шелтон - бывший морпех. Сначала общая физподготовка, потом обучение командным видам спорта. Сериал Glee встал передо мной в натуре - как мисс Шелтон троллит учителя науки мистер Гандерса.
Арт класс - прекрасен. Сейчас учат законам перспективы. Техника классическая с дополнениями - типа, рисуем стакан с водой, который стоит на подоконнике. Т.е. Сразу и технику перспективы и света. Каждый набросок надо делать другим видом материалов - карандаш, мелки, уголь и т.д. Чтобы понять как они взаимодействуют с бумагой и научиться выбирать правильные инструменты для задач.